?

Log in

No account? Create an account
Мясо в современном искусстве - Хуэльф
Непрямая работа с реальностью
browse
my journal
Февраль 2018
 

Date: 2006-07-09 03:34
Subject: Мясо в современном искусстве
Security: Public
Tags:art, girls, i_recommend, photo, еда, картинки, культуроложество, обзоры, эклектика
Продолжаем наши обзоры современного искусства.
Повторяю, что не искусствовед, а потому буду нести полнейшую чушь и отсебятину и иллюстрировать их примерами.
Обзор, посвященный фотореалистам, можно посмотреть здесь: http://yatsutko.livejournal.com/1393163.html

В этот раз расскажу, как и обещал, о мясе.

Для затравки картинка:



Это Виктория Рейнольдс. Она рисует мясо.

В старом искусстве мясо было либо просто мясом, присутствуя на натюрмортах подобно грушам и прочей снеди, либо, в сюжетах типа Vanitas, символизировало снедь вообще, чревоугодие, суетное, земное и пр.

Harmen Steenwijck. Vanitas. c.1640.

А.В. Исупов (1889-1957). Натюрморт. Мясо

Клод Моне. Натюрморт с мясом.

Мясо до недавнего времени было для человека обычным продуктом питания. Его добывали из животных, жарили и варили. Сами жарили и варили. Многие и животных забивали сами. Это было нормально. Невозможно было представить себе пересказанную мне на днях bnhp ситуацию: ребёнок спрашивает у мамы за завтраком: "А курочку убили, чтобы я её съел?" И мама в панике кидается в какое-то жж-коммюнити - советоваться, что же ответить ребёнку.
- Ещё лет 20 назад, - говорила bnhp, - такого просто не могло быть. "А курочку убили?" "Ага, вон видишь, топор окроваленный торчит".
Когда я был маленький, кур при мне резали регулярно. Если мне хотелось бабушкиного борща с курицей, я подходил к дедушке и просил его: "А зарежь курицу?" Дедушка шёл и резал.
Мясо никого не удивляло, не поражало и не отвращало. И в искусстве не могло быть ничем, кроме как мясом же.

Это о мясе животных.

С мясом человека было ещё проще. Его не было. Просто не было.
Вот, например, "Последний день Помпеи". Или даже, извните, "Герника". Там нет мяса.

То есть, были публичные казни, были войны, а мяса в искусстве не было. Достаточно было дать понять, что человек убит или ранен. Зрителя вставляло уже и это. До поры до времени. Зритель привык. Просто привык. Теперь, чтобы его вставило, мало обозначить смерть - надо размазать кишки по всему полотну, залить экран потоками крови... Помните кинофильм "Порох" Виктора Аристова? Это был 1985 год. Нам там чуть ли не впервые показали мясо. А потом начались видеосалоны с голливудскими фильмами, где мяса было уже вдоволь. Мясо людей на экране перестало торкать. Чтобы торкало-таки, стало необходимым показывать это мясо как-то уж слишком реалистично. Как в знаменитой невзоровской программе "600 секунд". Если кто не помнит, это было приблизительно вот так:




А вот отношение к мясу животных изменилось. Голливуд им не злоупотреблял, а в жизни человек отдалился от мяса. Особенно ребенок. Мало того, что на стол мясо всё чаще попадает в виде колбасы и других готовых продуктов (типа "готовые мясные шарики"), так и покупается оно уже приготовленным, расфасованным... Как сказал герой одного американского фильма в ответ на реплику веганки о том, что "возможно, оно ещё вчера бегало по травке": "Где ты видела, чтобы гамбургер бегал по травке?" Теперь мясо, обычное сырое красное мясо стало торкать. Особенно в изобразительном искусстве и в фотографии. Торкает изображение быта тех людей, которые всё ещё сами забивают животных и разделывают туши.


Давид Дектор. Едоки Оленя.

Торкает полумистическая фигура мясника.

Но особенно торкает соседство мяса с детьми. Детей современная цивилизация оберегает от красного мяса. Дети видят только котлетки и сосиски и думают, что растут оные на котлетных и сосисочных деревьях.
Нелепую современную отстраненность детей от мяса хорошо прочувствовал и показал турецкий фотограф Nazif Topçuoğlu. Его героини, девочки, столкнувшись с мясом, не знают, что с ним делать и вытворяют с ним вовсе уж странные вещи:





Вообще же мясо в современном искусстве - это модный тренд. Включение его в парадигму иконического творчества как самодостаточной субстанции отрефлексировали многие художники. Вот, например, уже упоминавшаяся Виктория Рейнольдс:



Её мясо помещено в багеты как в символ живописи, выставляемой в салонах.
А вот известная вам жж-юзер zdenka поместила мясо в пространство собственно выставки:



Ваще ещё можно много говорить, но мне надоело уже.

В следующий раз расскажу о десакрализации детства в современном искусстве.

PS. В литературе сдвинутое отношение современного мира к мясу (веганство и проч.) отлично проработал Дж. Эрик Миллер в книжке "Права животных и порнография" (Лимбус-пресс, 2006 год).
Post A Comment | 61 Comment | | Ссылка






Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
Ellyn Miller
User: ellyn
Date: 2006-07-08 23:36
Subject: (без темы)
фотка жесть.. Вы б предупреждали ... типа беременным и слабонервным не смотреть что-ли..:)
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



User: yatsutko
Date: 2006-07-08 23:37
Subject: (без темы)
Ну, написано же, что про мясо. И Невзоров упоминается.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка | Развернуть



Тоня
User: antoni
Date: 2006-07-08 23:40
Subject: интересно, жалко что коротенько!

"отрефлексировали многие художники"?.. кроме Виктории Рейнольдс кто-нибудь мясо пишет?
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



Ellyn Miller
User: ellyn
Date: 2006-07-08 23:41
Subject: (без темы)
кстати, есть такая древняя мудрость... кажется, Омара Хайяма, но могу ошибаться:
"В мире есть только три достойных мужчины удовольствия: ездить на мясе, есть мясо и втыкать в мясо."

Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



vladon
User: vladon
Date: 2006-08-06 10:06
Subject: (без темы)
:)))
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



Ellyn Miller
User: ellyn
Date: 2006-07-08 23:48
Subject: (без темы)
да и кстати.. чему удивляться.. очень-очень давно люди (философы) пытались познавать вселенную, бога, откуда все взялось, потом остальных, потом себя, потом как остальных построить, потом космос и прочую фигню.. а сейчас.. вот это вот мясо показатель таки того, что человеку хочется вернуться в свое первоначальное первородное состояние.. мясо наше все.. а не доширак с макдональдсом..

и, кстати, думаю, что у девушки, которая нарисовала эту картинку (поднос это или что там про мясо) жесткий недоебит. вот
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



Игорь Лощилов
User: loshch
Date: 2006-07-08 23:52
Subject: (без темы)
Напомнило классику
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



yatsutko: ajmaladets
User: yatsutko
Date: 2006-07-08 23:59
Subject: (без темы)
Keyword:ajmaladets
Да, очень-очень в тему!

А мне Северянин вспомнился. Хоть это, строго говоря, и совсем о другом:

Мясо наелось мяса, мясо наелось спаржи,
Мясо наелось рыбы и налилось вином.
И расплатившись с мясом, в полумясном экипаже
Вдруг покатило к мясу в шляпе с большим пером.

Мясо ласкало мясо и отдавалось мясу.
И сотворяло мясо по прописям земным.
Мясо болело, гнило и превращалось в массу
Смрадного разложенья, свойственного мясным.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка | Развернуть



_b_e_y_o_n_d_
User: _b_e_y_o_n_d_
Date: 2006-07-09 00:08
Subject: (без темы)
Щаз кажеццо, что мясо - как и горящие огромные конструкции, аварии и погони - уже надоели людям в качестве кино. Или начинают надоедать, как думаете? Когда первый раз сняли (мясо, авария, взрыв, пожар) - это как паровоз, который ехал с экрана первый
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



User: yatsutko
Date: 2006-07-09 00:09
Subject: (без темы)
да, но для мяса ещё есть неосвоенные пространства. в следующем обзоре :)
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка | Развернуть



Игорь Лощилов
User: loshch
Date: 2006-07-09 00:11
Subject: (без темы)
Михаил Зенкевич

ПОД МЯСНОЙ БАГРЯНИЦЕЙ

Под мясной багряницей душой тоскую,
Под обухом с быками на бойнях шалею,
Но вижу не женскую стебельковую, а мужскую
Обнаженную для косыря гильотинного шею.
На копье позвоночника она носитель
Чаши, вспененной мозгом до края.
Не женщина, а мужчина вселенский искупитель,
Кому дано плодотворить, умирая.
И вдоль течения реки желтоводной,
Как гиены, царапая ногтями пески,
Узкотазые плакальщицы по мощи детородной
Не мои ль собирали кровяные куски?
Ненасытные, сами, приявши, когтили
Мою державу, как орлицы лань,-
Что ж, крепнущий скипетром в могильном иле,
Я слышу вопли: восстань, восстань!

1913

У Нарбута еще должно быть много ("Аллилуйя"), ну, и Заболоцкий:

...И мясо, властью топора,
Лежит, как красная дыра,
И колбаса кишкой кровавой
В жаровне плавает корявой...



Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



egmg: fish
User: egmg
Date: 2006-07-09 11:49
Subject: (без темы)
Keyword:fish
Спасибо, мне это все очень в тему. Поэтическая подборка прекрасна.
Как-то именно от Вас сегодня подарки так и сыплются.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



_b_e_y_o_n_d_
User: _b_e_y_o_n_d_
Date: 2006-07-09 00:16
Subject: (без темы)
сорри

.. раз.

А потом все ринулись снимать кино про мясо, пожары и гигантские аварии. Имхо, - уже многие люди, если включают ящик - ищут чегонить без мяса-огня-взрывов и прочего. А режуссеры увлеклись этим делом - что заграничные, что наши. Хотя, может мы видим через фильтр - и к фильтру все вопросы.

А про детей. Это да - первое осознание того, что для этого мяса на столе - кого-то убили по-настоящему.

Дальше - больше... :)
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



Игорь Лощилов
User: loshch
Date: 2006-07-09 00:17
Subject: (без темы)
Да, и это, конечно.
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



Tpyc
User: tr_rus
Date: 2006-07-09 08:28
Subject: (без темы)
А как думаешь, что сейчас может "торкнуть" современного человека. касательно даже не только изобразительного искусства, а и любого другого?
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



User: ex_delenda
Date: 2006-07-09 02:58
Subject: (без темы)
Тут две отличные картины. Мясо в рамке и девушка с членами. Спасибо огромное! Мясо в рамке концептуально до беспредела. Это - зеркало нашей эпохи. Я бы так и назвала эту картину. Да. Проиллюстрировала им переписку со своим лечащим врачом-психиатром.
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



_ksa   - мать-настоятельница обители Санблюкет: Грива
User: _ksa
Date: 2006-07-09 06:01
Subject: (без темы)
Keyword:Грива
Про то, что человеческого мяса в исскустве не было - это ты неправ. Посмотри Соломей и Юдифей векак 16 - из срезов шей Иоаннов и Олофернов торчат убедительные жилы, кровушка подтекает - их писали с реальных голов казнённых (правда, писали один этюд на все случаи жизни и пользовали в хвост и гриву) Или святые мученики с убедительно выставленными на обозрение кишками прямо на том вороте. на который их наматывали - 14-15 века. Ето где-то к 17 всё несколько приличнее стало.
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



User: yatsutko
Date: 2006-07-09 06:17
Subject: (без темы)
Ну, разве это мясо... Можно, конечно, вспомнить ещё древнегреческих трагиков - как они описывали смерть - страницы на две, в подробностях.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка | Развернуть



Кирилл Якимец (Kirill Yakimets)
User: yakimets
Date: 2006-07-09 07:07
Subject: (без темы)
А в светлом будущем обитаемую вселенную будет сотрясать борьба за гражданские права съедобных: типа "вы нас едите - так почему же вы не хотите о нас знать?!"
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



woman_wicked
User: woman_wicked
Date: 2006-07-09 10:42
Subject: (без темы)
спасибо, очень
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



yatsutko: budda
User: yatsutko
Date: 2006-07-10 04:52
Subject: (без темы)
Keyword:budda
не за что. мне самому интересно :)
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



egmg: fish
User: egmg
Date: 2006-07-09 11:54
Subject: (без темы)
Keyword:fish
Порадовали, порадовали, потирая ручки, тащу кусками прямо в текущую работу:)
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



User: yatsutko
Date: 2006-07-10 04:54
Subject: (без темы)
А что за работа, если не секрет?
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка | Развернуть



Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>